Археологические памятники
Археологические раскопки в Чувашии до 1920-х гг. почти не проводились. Научное наследие дореволюционных исследователей особенно важно в том плане, что они оставили первые описания многих памятников археологии. Его характеризуют разрозненность и бессистемность изысканий – результат индивидуальной направленности исследований и малочисленности специалистов.
1920-е гг. ознаменованы первыми целенаправленными раскопками в Чувашии. Основную роль в археологическом изучении края в 1920-40 гг. принадлежала специалистам, приглашенным из Казани и столичных городов. В 1921 г. в Чебоксарах открылся Чувашский центральный (ныне национальный) музей, а при нем создается Общество изучения Чувашского края, которые начали проводить работу по выявлению памятников и пропаганде среди населения археологических знаний. В 1921 г. В.Ф. Смолин проводит разведочные работы, в ходе которых описан Абашевский курганный могильник, а в 1925 г., раскопав три кургана этого могильника, он открыл новую культуру бронзового века, названную абашевской. Проведенные разведочные работы и научные раскопки памятников каменного века, курганов абашевских и срубных культур, городищ раннего железного века и средневековых могильников и поселений позволили наметить первую схему смены культур и эпох в Чувашии. В 1930-е гг. продолжились работы Средневолжской экспедиции ГАИМК, началось изучение памятников фатьяновской (балановской) культуры в Чувашии (Атликасинский курганный могильник).
В начале 1930-х гг. закрываются краеведческие организации и научные общества, прекращается их издательская деятельность. Инициатива в научных изысканиях переходит к столичным учреждениям. Археологические исследования принимают централизованный характер. В 1933 г. чебоксарские историки и музейные работники начали раскопки на Балановском грунтовом могильнике. Работы А.Я. Брюсова (Государственный исторический музей) и Г.А. Бонч-Осмоловского в 1936 г. у деревни Уразлино привели к открытию стоянки эпохи верхнего палеолита.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. широкие археологические работы прерываются. В 1945 г. продолжились раскопки Абашевского курганного могильника. В 1948 г. экспедиция Чувашского НИИ приступила к раскопкам Большетаябинских городища и средневекового могильника, положив начало планомерному исследованию болгарских памятников Чувашии. В 1950-е гг. экспедиции Саратовского пединститута провели разведочные исследования и небольшие раскопки в районах республики, ознаменовавшиеся открытием неизвестных ранее балановских (фатьяновских) поселений. В 1955 г. работы на Криушском комплексе памятников начала Н.В. Трубникова.
Систематическое археологическое изучение территории Чувашии, охватившее все периоды древней истории, началось после создания в 1956 г. Чувашской археологической экспедиции НИИ ЯЛИЭ. Работы экспедиции ознаменовались важными открытиями, обнаружением и исследованиями нескольких десятков памятников археологии от мезолита до позднего средневековья.
1960-е гг. ознаменовались выходом в свет крупных обобщающих работ, затрагивающих вопросы археологии Чувашии: «Железный век Чувашского Поволжья» А.П. Смирнова (М., 1961), «Абашевская культура в Среднем Поволжье» (М., 1961), «Балановский могильник» О.Н. Бадера (М., 1963), «Городецкая культура» А.П. Смирнова и Н.В. Трубниковой (М., 1965), «Происхождение чувашского народа» В.Ф. Каховского (Чебоксары, 1965).
В связи со строительством Чебоксарской ГЭС в 1969-73 гг. в Поволжье работала Чебоксарская новостроечная археологическая экспедиция Института археологии АН СССР. Основное внимание было уделено изучению памятников археологии в зоне затопления ГЭС.
С 1973 г. возобновила работы Чувашская археологическая экспедиция Чувашского НИИ ЯЛИЭ под руководством В.Ф. Каховского. Выявлено и исследовано значительное количество новых археологических памятников широкого хронологического диапазона, средневековые городища и селища, могильники, курганы бронзового века. В этот период главное внимание в работе экспедиции было сосредоточено на изучении памятников средневековья. Почти не изучались памятники каменного века и эпохи раннего железа.
В 1990-х гг. возобновилось изучение памятников эпохи камня в республике (А.И. Соколов, Н.С. Березина, А.Ю. Березин); с 1998 г. археологические работы проводят экспедиции Чувашского государственного педагогического университета (Б.В. Каховский) и Чувашского государственного университета (Е.П. Михайлов).
За период планомерных полевых археологических исследований в Чувашии накоплен значительный материал, систематизированный и обобщенный в монографиях и многочисленных статьях. Успехи археологической науки позволяют воссоздать с достаточной полнотой древнюю историю Чувашии, чувашских и других народов края.
Михайлов, Е. П. Археология / Е. П. Михайлов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1 : А-Е. – С. 133-136.
Абашевский курганный могильник
Группа курганов эпохи бронзы на левом берегу р. Рыкша, на восточной окраине с. Абашево Чебоксарского района, эпонимный памятник, давший название абашевской культуре (культурно-исторической общности). Исследователи склонны относить памятник к числу поздних средневолжских могильников абашевской культуры.
Впервые два кургана у с. Абашево отметил в 1860-70 гг. В.К. Магницкий, затем эти сведения опубликовал С.М. Шпилевский. В 1921 В.Ф. Смолин обнаружил один большой нераспаханный, 10 распаханных курганных насыпей, составил план могильника, выделил особую культуру, получившую название абашевской. Он подробно рассматривал обряд погребения и инвентарь, выделяя характерные для открытой им культуры черты. Предположил наличие у племен, оставивших могильник, скотоводства, земледелия и рыболовства; датировал могильник 2 тыс. до н. э. Основные характеристики абашевской культуры, отмеченные им, остались определяющими для курганов и могильников, исследованных в последующем.
В 2003 г. на месте бывшего кургана №1 установлен памятный знак.
Ресурсы:
Большов, С. В. История полевых исследований абашевской культуры в Среднем Поволжье / С. В. Большов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2011. – № 1. – С. 3-8.
Большов, С. В. Керамика с геометрическим орнаментом и солярной символикой средневолжской абашевской, атликасинской и балановской культур / С. В. Большов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 4. – С. 7-11.
Смолин, В. Ф. Абашевский могильник в Чувашской Республике / В. Ф. Смолин. – Чебоксары, 1928. – 54 с.
Атликасинский курганный могильник
Группа из трех курганов близ д. Атликасы Ядринского района. Впервые описан В.К. Магницким в 1874 г., затем П.Н. Третьяковым. Сильно истлевшее подкурганное погребение сопровождалось кремневыми шлифованными клиновидным топориком и наконечником стрелы, кусочком смолы для крепления наконечников стрел на древках, четырьмя сосудами с округлым туловом, приплюснутым дном и высокой шейкой, орнаментированными треугольниками, зигзагами и мелкозубчатым штампом.
Исследователями могильник был отнесен к памятникам фатьяновской культуры. Впоследствии дал имя серии аналогичных памятников.
Ресурсы:
Большов, С. В. Керамика с геометрическим орнаментом и солярной символикой средневолжской абашевской, атликасинской и балановской культур / С. В. Большов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 4. – С. 7-11.
Большов, С. В. Моделирование культурогенеза лесной зоны Среднего Поволжья (Абашево-сейминское время) / С. В. Большов // Исследования по древней и средневековой археологии Поволжья : сборник статей. – 2006. – С. 102-124.
Балановский грунтовый могильник
Памятник археологии Козловского района (эпоха бронзы, 1 половина II тыс. до н.э.), расположенный к юго-востоку от д. Баланово, недалеко от р. Большой Аниш, на высоком холме Карабай. Является большим родовым кладбищем и одним из крупнейших по своим размерам на территории Чувашии, представляющий фатьяновскую культуру.
Среди находок погребения – глиняные сосуды шаровидной и реповидной формы с орнаментом в виде зигзагов и треугольников. Погребальный инвентарь представлен изделиями из меди (копье втульчатое, четырехгранные шилья, предметы украшений в виде спиральных колечек, трубочек). Имеются боевые каменные сверловые топоры-молоты, шлифованные кремневые топоры клиновидной формы, кремневые отщепы, ножи, скребки, ножевидные пластинки, наконечники стрел, амулеты из просверленных зубов животных, предметы из кости и дерева, костяные дощечки, глиняные ложки-черпаки, игрушки (глиняные колесики) и другие глиняные сосуды.
Часть этих ценных находок представлена в экспозиции историко-краеведческого отдела Дома-музея Н.И. Лобачевского.
Ресурсы:
Бадер, О. Н. Археологические исследования в Козловском районе ЧАССР / О. Н. Бадер // Красная Чувашия : ежедневная газета / Орган Обкома ВКП (б) и ЦИК Чувашской АССР. – 1936. – 12 ноября. – 4 с.
Большов, С. В. Керамика с геометрическим орнаментом и солярной символикой средневолжской абашевской, атликасинской и балановской культур / С. В. Большов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 4. – С. 7-11.
Чувашская археология : [сборник статей] / Чувашский государственный институт гуманитарный наук ; [научный редактор Н. С. Березина]. – Чебоксары : ЧГИГН, 2012. – Вып. 2 / [редактор Т. Н. Таймасова]. – 2015. – 357 с.
Большетаябинский комплекс памятников
Группа разновременных археологических объектов и местонахождений, выявленных и изученных у с. Большая Таяба Яльчикского района.
Наибольшую известность имеет средневековое городище, находящееся на южной окраине села на ровном плато. Оно занимает площадь около 28 га, окружено двумя рядами валов и рвов, имеет прямоугольное очертание, с трех сторон омывается речками и ручьями. В культурном слое обнаружены материалы срубной культуры эпохи бронзы и раннего железного века. Считается, что болгарское поселение здесь возникло в 12 в., в 13 в. оно укреплено двумя рядами валов и рвов, в центре возведен укрепленный кремль. Вокруг городища была стена в виде поставленных вплотную друг к другу деревянных срубов, которые составляли основу вала и засыпались глиной, кусками щебня, алебастра и землей. Исследованы остатки кирпичного дома с подпольной системой отопления. Выявлены остатки различных производств (например, керамический горн), железные изделия: пружины от замков, ножи, кованые гвозди, кресала, предметы вооружения: наконечники стрел, секиры и др. Городище являлось военным укрепленным центром. В 14 в. пришло в упадок и запустение. Позже вплоть до 20 в. служило местом проведения религиозных действий. В северном валу были устроены земляные ворота для проведения обряда «очищения от болезней».
На противоположном берегу р. Таябинка находится могильник. Открыт и частично раскопан в 1948 г. экспедицией А.П. Смирнова. Большинство захоронений совершено по мусульманскому обряду: костяки расположены в неглубоких прямоугольных ямах головой, с руками, вытянутыми вдоль туловища; вещи отсутствуют. Отмечено несколько погребений с соблюдением языческих традиций. Могильник функционировал одновременно с городищем.
У с. Большая Таяба в 19-20 вв. было сделано немало отдельных находок древних предметов: палеонтологические материалы, каменные топоры балановской культуры, медный втульчатый топор, биметаллический однолезвийный кинжал 8-7 вв. до н.э. и др. находки.
Предметы из Большетаябинского комплекса памятников хранятся в Чувашском национальном музее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки) и др. местах.
Ресурсы:
Кириллова, В. А. Тӗрлӗ культурӑна тытса пыни : [Аслӑ Таяпари хулаш вырӑнӗнче археологи шыравӗсем иртни ҫинчен] / В. А. Кириллова // Елчӗк ен. – 2019. – 20 утӑ. – С. 3.
Петрова, Е. Хулаш – аваллӑх управҫи : [Аслӑ Таяпа таврашӗнче иртекен археологи тӗпчевӗ ҫинчен] / Е. Петрова // Елчӗк ен. – 2018. – 7 утӑ. – С. 3.
Криушский комплекс памятников
Группа археологических объектов, включает стоянки неолита и бронзового века, поселения раннежелезного века, поселение и могильник 1-го тыс. н.э., болгарское поселение домонгольского периода.
Расположен на песчаной террасе, протянувшейся от устья р. Аниш до д. Криуши Козловского района. Найдены фрагменты керамики и кремневые орудия: топоры и долота, ножи, обломки наконечников стрел, копий и дротиков, скребки, резцы и т.д.
Стоянки эпохи бронзы представлены материалами приказанской культуры, находками бронзового листовидного ножа, обломков литейных форм, каменными орудиями, сосудами с сетчатым и шнуровым орнаментами, бронзовыми браслетами. Могильник сильно разрушен, выявлено несколько погребений, обнаружено бронзовое кольцо, сборчатая подвеска и др. Поселение болгарского домонгольского периода содержало многочисленные находки красноглиняной керамики, металлические изделия и отнесено исследователями к 9-10 вв.
Ресурсы:
Трубникова, Н. А. Отчет о разведочных археологических работах, проведенных в 1955 г. у д. Криуши Чувашской АССР // Ученые записки / Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. – Чебоксары : Чувашгосиздат. – 1956. – Вып. XIV. – С. 161-172.
Тигашевское городище «Хула вырăнĕ»
Расположено на правом берегу р. Була, близ д. Тигашево Батыревского района. Площадь около 2 га, округлой формы. Обнаружены остатки мощной системы оборонительных сооружений. Раскопками на городище вскрыто более 6 тыс. кв.м площади, получен богатый вещевой материал.
Внутри городища располагались жилые дома – деревянные срубы с глинобитной печью и подпольем. Хозяйство жителей городища находилось на довольно высоком уровне. Находки обломков поперечной пилы и зубчатого колеса от самострела служат иллюстрацией уровня культуры населения городища. Сельскохозяйственные орудия (плужный резак, коса-горбуша, серпы, жернова ручной мельницы) характеризуют развитое земледелие. О составе стада можно судить по находкам костей крупного рогатого скота, лошади, овцы; кости свиньи отсутствуют. Были обнаружены и кости диких животных, птиц, рыб.
Продукция ремесленного производства представлена бытовыми предметами (ножи, долота, замки, ключи, цепи, скобы, гвозди, рыболовные крючки), предметами вооружения (наконечники стрел, шипы против кавалерии – «чесноки», детали панциря, боевой топор и пр.). Гончарная посуда изготовлена на ручном круге. Предметы косторезного ремесла включают в себя изделия из кости, обрезки костей и рогов. Городище вплоть до 20 в. городище почиталось как киреметь.
Ресурсы:
Егорова, А. Тикеш хулашӗ – аваллӑх управҫи : [Патӑрьел районӗнчи Тикеш ялӗ ҫывӑхӗнче археологи тӗпчевӗ пуҫланни ҫинчен] / А. Егорова // Авангард : Патӑрьел район хаҫачӗ. – 2019. – 7 ҫӗртме. – С. 3.
Каховский, Б. В. Новые исследования Тигашевского городища в 2006 году / Б. В. Каховский // Актуальные проблемы российской истории : материалы XLIX научной конференции преподавателей, соискателей, аспирантов и студентов кафедры истории Отечества по итогам научно-исследовательской работы за 2008 год / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2009. – С. 94-100.
Соколов, А. И. Проект музеефикации Тигашевского городища – Княжеского замка эпохи Волжской Булгарии X-XII вв. / А. И. Соколов // Чувашский национальный музей : Люди. События. Факты (1993-2000) / Чувашский национальный музей. – Чебоксары : ЧНМ, 2001. – С. 20-23.
Ягаткинское (Карман-Сирминское) городище «Пичке Сӑрчӗ»
Расположенно между д. Ойкас-Абаши и д. Ягаткино в Моргаушском районе. В 1954 г. три шурфа на городище заложила разведочная экспедиция под руководством П.Д. Степанова, в 1958 и 1960 гг. оно почти полностью было раскопано отрядом Чувашской археологической экспедиции под руководством Н.В. Трубниковой.
В основном среднем культурном слое городища найден комплекс предметов вооружения и конского снаряжения: двушипные наконечники стрел втульчатые и черешковые, железные и костяные наконечники, короткие железные ножи серповидной формы, с плавно выгнутой спинкой.
В среднем слое городища Пичке Сӑрчӗ найдены украшения: бронзовые подвески, литые бронзовые парные сапожковидные привески, разнообразные бляшки. Комплекс женских украшений находился в составе клада в яме и включал в себя железный многовитковый браслет, накосник, состоящий из двух круглых плоских блях, крупные золотостеклянные бусы.
Обращает на себя внимание факт огромного количества пряслиц и особенно грузиков для вертикального ткацкого станка на городище в сравнении с одновременными памятниками соседних регионов. Городище Пичке Сӑрчӗ можно рассматривать как один из опорных пунктов «захватчиков» на Нижней Суре, единственное изученное укрепленное поселение писеральско-андреевского типа, которое могло выполнять определенный социальный заказ пришлого населения (пошив одежды, изготовление оружия и украшений).
Ресурсы:
Михайлов, Е. П. Археологические памятники Чувашского Поволжья. Некоторые итоги и задачи изучения : доклад на научной сессии Чувашского государственного института гуманитарных наук по итогам работы за 2015 год / Е. П. Михайлов, Н. С. Березина, Н. С. Мясников ; Чувашский государственный институт гуманитарных наук ; [научный редактор Г. А. Николаев]. – Чебоксары : ЧГИГН, 2015. – 63 с.
Мясников, Н. С. Городище Пичке Сӑрчӗ: к вопросу об историко-культурной интерпретации / Н. С. Мясников // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. – 2012. – № 8. – С. 167-176.
Мясников, Н. С. Керамические грузила и пряслица городища Пичке Сăрчĕ (к вопросу о развитии прядения и ткачества в Нижнем Присурье в первые века н. э.) / Н. С. Мясников // Вестник Удмуртского университета. – 2013. – № 5, вып. 1. – С. 119-124.
Мясников, Н. С. Комплекс керамической посуды I-III вв. н. э. городища Пичке Сӑрчӗ в Нижнем Присурье / Н. С. Мясников // Чувашская археология / Чувашский государственный институт гуманитарных наук ; научные редакторы: Н. С. Березина, Е. П. Михайлов. – Чебоксары, 2012. – Вып. 1. – С. 214-222.
Яндашевский комплекс памятников
Группа разновременных памятников (стоянка эпохи мезолита, 11 поселений бронзового века, городище и могильник раннего железного века, 2 могильника 17-18 вв. и др.), расположенных близ и в черте г. Новочебоксарск (памятники названы по отношению к с. Яндашево, исключенному в 1968 г. из списка населенных пунктов). Основная их часть расположена на левом берегу р. Большой Цивиль (Чебоксарский район), городище и одно из поселений – на правом берегу (Мариинско-Посадский район).
Стоянка расположена в 2 км от с. Яндашево на невысоком плато левого берега р. Большой Цивиль. Считается классическим памятником средневолжской мезолитичической культуры.
Поселения расположены на левом берегу р. Большой Цивиль, на левом берегу р. Кукшум. В.Ф. Каховский и А.П. Смирнов по керамическому материалу отнесли эти поселения к абашевской культуре. А.Х. Халиков отнес их к поздним этапам приказанской культуры. Яндашевское городище «Кивĕ хула вырăнĕ» находится на выступе высокого правого берега р. Большой Цивиль, недалеко от переправы. Отнесено к памятникам городецкой культуры.
В центре Яндашева и в 1,5 км от села известны два чувашских могильника 17-18 вв. Первый могильник располагался вокруг церкви. В 1970-х гг. при земляных работах обнаружены многочисленные захоронения; найдены монеты, ножи, женские украшения, кресты, «седло с украшениями» и др. Могильник уничтожен. Второй могильник открыт в 1926 г. В.Ф. Смолиным. В 1927 г. П.П. Ефименко дополнительно исследовал 11 погребений. Найдены железные ножи, монеты, браслеты, пряжки, сюльгамы, украшения «хÿре» и «хурт пуççи», бусинки, пронизки, топор балановской культуры.
Находки хранятся в Чувашском национальном музее, Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и др. хранилищах.
Ресурсы:
Новак, Д. Древнее самой истории : Археологи доказали: Новочебоксарск не так юн, как мы привыкли считать / Д. Новак // Грани. – 2019. – 16 ноября. – С. 17.