Культовое зодчество
Если хотите познакомиться с культурой и историей города, села и деревни, вы должны обойти их церкви, так считали в конце XIX в. представители российской интеллигенции и в какой-то мере они были правы. Но прежде чем говорить об архитектурных достоинствах возведенных на территории Чувашии культовых православных сооружений, надо отметить их главную предназначенность, религиозно-проповедническую, религиозно-обрядовую сторону. Церкви, соборы, храмы, монастыри, часовни резко отличались от бытовых сооружений своей архитектурной композицией, внутренним убранством, все это было направлено на обслуживание культовых действий и утверждение веры. Храм – это место, где человек восстанавливает свой божественный образ через приобщение к Христу. Символика храма, его убранство, живопись, богослужебные предметы, облачения, книги являются ни чем иным, как проповедью в образах и красках, сообщением о мире небесном и земном, о Боге и его отношении к миру и человеку.
Начиная со 2-й половины 16 века история Чувашии характеризуется распространением христианства. В традициях русского деревянного зодчества строятся первые монастыри: Свято-Троицкий мужской г. Чебоксары (1566), Свято-Троицкий мужской в Алатыре (около 1584) и православные храмы. В 1651-57 гг. в Чебоксарах воздвигнут каменный пятиглавый четырехстолпный Собор Введения (см. также Истоки духовности : Введенский кафедральный собор) – один из лучших образцов провинциального культового зодчества середины 17 века. С преобладанием художественно-стилистических и конструктивно-технических особенностей московской архитектуры в Чебоксарах построены церкви – Покровская (1672) – не сохранилась, Благовещенская (1689) и Владимирский (Никольский) собор (1690). Памятники архитектуры 1-й половины 18 в. – церкви Михаила Архангела (1702) и Владимирская (Преображенская) (1720) в Чебоксарах, соборы Иоанна Предтечи (1703) в Алатыре, Троицкий (1734) в Цивильске – свидетельствуют о заметном влиянии стиля барокко.
В 18 в. началась замена деревянных монастырских строений на каменные. Оригинальностью объёмной композиции и декора отличаются каменная надвратная церковь Фёдора Стратилата (1759) Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, Вознесенская (1753) и Покровская (1767) церкви Киевско-Николаевского Новодевичьего монастыря и Троицкий собор (1753) Свято-Троицкого мужского монастыря в Алатыре. В 1763 году построено самое монументальное культовое сооружение в Чебоксарах – двухэтажная Успенская церковь. Окна храма декорированы наличниками западноевропейского типа, что характерно для архитектуры 60-х гг. 18 в.
Сельские храмы в основном были деревянными. Наиболее распространенным типом, по-видимому, были «клетские» церкви, представлявшие собой прямоугольном в плане сруб с двухскатной кровлей симметрии, композиции. В архитектуре конца 18 — начала 19 вв. своеобразно соединяются архаичные традиции и элементы классицизма. К подобным строениям относятся церкви Троицкая в с. Большие Шемердяны Ядринского района (1793), Воскресенская в с. Красные Четаи (1801), Покровская в с. Ахматово Алатырского района (1792). В начале 19 в. широкое распространение получает тип купольного храма с классической ордерной декорацией. В композиции активную роль играют световые барабаны, заменившие восьмерики. Сохранилось около 30 строений периода классики. Лучшими образцами являются церкви Вознесения Господня в с. Семёновское Порецского района (1813), Пресвятой Троицы в Ядрине (1829), Троицкая церковь в с. Челкасы Урмарского района (1814), Крестовоздвиженская церковь в Алатыре (1827). Во 2-й половине 19 в. классицизм в архитектуре постепенно вытесняется эклектикой. Первыми образцами композиций, сочетающих разнородные стилевые элементы, стали построенная в 1856 г. колокольня Троицкой церкви в с. Порецкое и пятиглавая Алексеевская церковь в Ядрине. В 1886 г. в традициях русско-византийского направления по проекту архитектора П.Е. Аникина сооружён величественный храм – Тихвинская церковь Тихвинского женского монастыря в Цивильске. Для архитектуры Чувашии начала 20 в. характерно использование псевдорусских форм, элементов средневекового декора. Характерными образцами являются Троицкий собор в Мариинском Посаде (1903), Казанская церковь в с. Альгешево Чебоксарского (1901), Богоявленская церковь в с. Байгулово Козловского (1902) районов.
В 1990-х гг. начаты масштабные работы по восстановлению разрушенных в предыдущие годы монастырей, памятников культового зодчества и сооружению новых храмов.
Источники:
Рахимов, Р. К. Культовое зодчество / Р. К. Рахимов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1 : А-Е. – С. 140-141.
Устройство храмов и архитектурные стили // Сайт Чувашской Митрополии
Храмы г. Чебоксары
Ресурсы:
Храмы г. Чебоксары // Сайт Чувашской Митрополии
Церкви, храмы и соборы г.Чебоксары – https://visitvolga.ru/things-to-do/sights/cerkvi/
Церкви г. Чебоксары : фотоальбом : электронное издание / РГУ «Государственный архив технотронной документации Чувашской Республики». – Чебоксары, 2006.
г. Алатырь (храмы – объекты культурного наследия)
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Древнейший, вероятно самый первый храм города Алатыря, заложенный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем. Каменный теплый собор был сооружен на месте деревянной церкви в 1703 году. Храм расположен в историческом центре города на высоком левом берегу реки Сура.
Церковь Святого Николая (Знамения)
Кирпичная церковь, выстроенная в 1779 г. Храм типа восьмерик на четверике с трапезной и крупной колокольней, завершённой куполом со шпилем. Фасады украшены богатым декором в духе барокко. Приделы в трапезной Петропавловский и Никольский. Закрыта в 1940 г., использовалась как винзавод. Возвращена верующим в 1988 г., отреставрирована, освящена в 1991 г.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Трехпрестольная церковь Казанской Божией Матери с приделом Святой мученницы Параскевы, нареченной Пятницы построена на средства прихожан в 1779 г. вместо сгоревшой старой деревянной в 1754 г. По летописям, именно на этом месте Иваном Грозным во время похода на Казань, в 1552 г., и была заложена крепость Алатырь, давшая начало городу.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Один из самых древних (1747 г.) и самых красивых храмов г. Алатыря. Расположена на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце.
Храм Воздвижения Креста Господня
Единственный храм г. Алатыря, который практически не закрывался (исключение – период 1938-1944 гг.). Храм был построен в 1826 г. вместо деревянного на народные пожертвования. Первоначально храм являлся трехпрестольным, главный алтарь которого был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, приделы – в честь Всех Святых и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Церковь была расположена на территории городского кладбища и в ней проводились отпевания, поэтому в народе она до сих пор носит название Кладбищенская.
Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь
Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в городе Алатырь основан в 1639 г. игуменьей Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой, которая вместе с 52 монахинями пришла из Киева. Ансамбль Киево-Николаевского женского монастыря состоит из трех церквей: Вознесенская церковь (1764 г.), Покровская церковь (1753 г.), Никольская Надвратная церковь (1737 г.)
Монументальный каменный пятиглавый храм с колокольней возведен на средства прихожан на окраине города, на территории бывшей Ямской слободы. На месте, где сейчас стоит церковь была деревянная однопрестольная церковь, основанная в 1749г. Первый камень церкви был заложен в 1875 г.
Вознесенская церковь (Церковь Иверской иконы Божией Матери)
Была выстроена в 1846-1847 гг. на средства Удельного Ведомства. Строительство храма было связано с созданием в г. Алатыре первого женского «хозяйственного училища для крестьянских дочерей». Училище было открыто 1 мая 1845 г. Для воспитанниц образцового женского училища и была построена «Иверская Богородичная» (так она называлась в старых документах) церковь.
Софийская церковь
Каменное здание приходской церкви возведено в 1748 г. и являлось важной составной частью исторического центра г. Алатыря – ансамбля торговой Старобазарной площади. Строение было выполнено в формах барокко. В начале XIX в. здание, значительно пострадавшее от пожаров в 1775 г. и 1796 г., перестраивается.
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь
Был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 г. по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 гг. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 1 : Чебоксары. Алатырь. Ядрин / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2011.– С. 148-207.
Алатырский район (храмы – объекты культурного наследия)
Казанская церковь (с. Алтышево)
Построена в 1901 г. на средства прихожан на месте сгоревшего храма. Представляет интерес как своеобразный образец деревянного приходского храма, возведенного в формах эклектики с элементами русско-византийского стиля. Здание сохранило свой первоначальный облик.
Деревянная пятиглавая церковь Николая Чудотворца возведена на средства прихожан в 1910 г. взамен сгоревшего храма. Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Святой Троицы, зимний предел в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Представляет интерес как своеобразный образец деревянного приходского храма, возведенного в формах эклектики, отличающегося оригинальным объемно-пластическим решением.
Покровская церковь (с. Ахматово)
Приход православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы образован в 1995 г. В пользование приходу передано здание церкви, построенное во второй половине 18 века и являющееся памятником истории и культуры. Автор и строители церкви неизвестны. Здание кирпичное.
Троицкая церковь с часовней (с. Иваньково-Ленино)
Каменная приходская церковь построена в 1900 г. на средства верующих взамен деревянного храма постройки 1740 г. Престолов в нем три: главный во имя Святой Троицы, а в трапезной части: один в честь Богоявления Господня и другой в честь Покрова Пресвятые Богородицы. На месте прежнего храма построена каменная часовня.
Церковь иконы «Всех Скорбящих Радость» (с. Миренки)
5 января 2012 г. накануне Рождественнского сочельника в селе Миренки Алатырского района Чувашской Республики в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возник пожар. Пожар нанес приходу существенный материальный ущерб, уничтожив все находящееся в храме. В настоящее время идет строительство нового храма.
Церковь Апостола Иакова (с. Чуварлеи)
Был построен в 1832 г. Храм каменный, внутри был расписан, имеет три. В 1937 г. во время гонений на веру Христову храм был частично разрушен и пришел в запустение. В начале 90-х годов по благословению правящего архиерея архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы началось восстановление храма. В 1994 г. храм был восстановлен и освящен правящим архиереем.
Другие храмы Алатырского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 108-116.
Аликовский район (храмы – объекты культурного наследия)
Асакасинская церковь Святой Троицы построена в 1907 г., двухпрестольная: Святой Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы. Построена на средства прихожан взамен старой, открытой не позднее 1785 г. Церковь закрыта в 1940 г. Вновь открыта в 1991 г.
Церковь Рождества Христова (с. Раскильдино)
Церковь построена на средства прихожан взамен ветхого деревянного храма. Она возведена по проекту казанского архитектора М. Д. Михайлова. Закрыта в 1941 г., возобновила свою деятельность в 1944 г.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (с. Устье)
Каменная церковь сооружена в 1838 г. за счет средств прихожан вместо сгоревшего деревянного храма постройки 18 в. Главный придел освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, левый в честь святых Перворверховных апостолов Петра и Павла, правый в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.
Церковь Святой Троицы (с. Шумшеваши)
Церковь возведена в 1881 г. на средства прихожан. Церковь трехпрестольная: во имя Святой Троицы, с левой стороны – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с правой – во имя Святого Николая Чудотворца. Церковь закрыта в 1941 г. После закрытия в здании церкви размещалась мукомольная мельница. Возобновила служение в 1993 г.
Другие храмы Аликовского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 118-123.
Храмы Батыревского района
Вурнарский район (храмы – объекты культурного наследия)
Казанская церковь (с. Альменево)
В 1745 г. в Альменево построили деревянную церковь и назвали во имя Казанской Богородицы. В 1825 г. в ослепительной красе церковь встала в каменном исполнении. Необходимые средства на строительство церкви собирали жители всех 4-х деревень. Церковь была трехпрестольная, теплая.
Другие храмы Вурнарского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 131.
Ибресинский район (храмы – объекты культурного наследия)
Часовня (с. Хомбусь-Батырево)
В 1885 г. за счет средств прихожан в с. Хомбусь-Батырево взамен сгоревшей церкви строится трехпрестольный храм. Сохранившийся до нашего времени памятник представляет собой каменный четырехгранный столб, украшенный элементами, характерными для кирпичного направления эклектики.
Другие храмы Ибресинского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 139.
Канашский район (храмы – объекты культурного наследия)
Воскресенская церковь (с. Шигали)
Храм Воскресения Христова (Словущего) построен, по одним данным – в 1798 г. (до этого в селе был деревянный храм), а по другим – в 1818 г., на средства прихожан. Здание церкви каменное. Храм находится при въезде в село, на самом высоком месте. Церковный участок был обнесен железной оградой.
Другие храмы г. Канаша и Канашского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 142-144.
Козловский район (храмы – объекты культурного наследия)
Богоявленская церковь (с. Байгулово)
Первый деревянный храм был построен в 1761 г. Новый каменный, сооружен в 1902 г. на средства прихожан и священника Петра Троицкого. Храм был закрыт в 1938 г. Вновь открыт 19 января 1989 г.
Церковь Иоанна Богослова (с. Карамышево)
Единственно сохранившийся памятник архитектуры, поражающая своей ажурностью, величавостью, в тоже время плавучестью, действует — по сей день. Церковь построена на средства прихожан и священника Иоанна Яковлевича Смирнова в 1893 г. взамен старой постройки 1752 г., двухпрестольный.
Другие храмы г. Козловки и Козловского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 152-157.
Ксенофонтов, Г. Н. Православные храмы Козловского района / Г. Н. Ксенофонтов, 1994. – [89] л. с. – [Б. м. : б. и.] Электронная копия: (в БД ELNB)
Комсомольский район (храмы – объекты культурного наследия)
Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1744 г. помещиком села Петром Луцковым. Эта церковь сгорела 21 июня 1884 (1887?) г. В том же году временно был построен деревянный молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца Мир Ликийского и освящен 4 декабря 1886 года. Одна из особо чтимых – чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Первоначально была она в часовне на источнике. Когда часовню рушили – куда-то пропала. Вторичное ее обретение было в 1947 г., обнаружил ее сторож, дежуривший ночью.
Христорождественская церковь (с. Шерауты)
Построена в 1745 г. на средства прихожан, двухпрестольная. Закрыт в 1942 г., возобновил деятельность в 1944 г.
Другие храмы Комсомольского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 164-165.
Таллеров П. П. Православные храмы Комсомольского района / П.П. Таллеров. – Чебоксары : [б.и.], 2004. – 127 с. : ил, портр. Электронная копия: (в БД ELNB).
Храмы Красноармейского района
Ресурсы:
Красночетайский район (храмы – объекты культурного наследия)
Воскресенская (Крестовоздвиженская) церковь (с. Красные Четаи)
Построен в 1801 г. на средства прихожан вместо деревянной церкви. Представляет интерес как образец сельского храма, возведенного в формах эклектики с преобладанием элементов классического зодчества (арочные проемы, пилястры, сандрики в виде полочек, разбивка стен на прясла).
Другие храмы Красночетайского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 169-170.
г. Мариинский Посад (храмы – объекты культурного наследия)
Построена в 1726 г. как соборная церковь вотчины митрополитов Крутицких и Сарских. Здание церкви дважды перестраивалось. В 1775 г. на месте разобранного возведены новый каменный храм и отдельно стоящая ярусная колокольня высотой 42 м. В 1878г. построена каменная часовня. В 1939 г. церковь закрыта, здание приспособлено под размещение райпищекомбината. В 1994 г. возвращена Чебоксарской и Чувашской епархии, используется в качестве приходского храма.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
Построена на средства прихожан в 1761 г., левый придел и колокольня с приделом пристроены в 1889 г. Четырехпрестольная: Божией Матери Казанской; Святого Николая Чудотворца; Святого Лаврентия; Святого Благоверного князя Владимира. Была закрыта в 1931 г. Восстановительные работы начались в 1989 г. реставрированы два придела, а также внешний вид церкви.
Другие храмы г. Мариинский Посад
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 16-21.
Мариинско-Посадский район (храмы – объекты культурного наследия)
Преображенская церковь (с. Кушниково)
Построена в 1735 г. Денежные средства на возведение храма были выделены местными помещиками. Храм исполнен трехпрестольным: во имя Преображения Господня, Святой Троицы, иконы Божией Матери Казанской. Здание храма каменное.
Введенская церковь (с. Первое Чурашево)
Построена на средства прихожан в 1894 г., однопрестольная. Церковь каменная, пятикупольная. Колокольни нет.
Михаилоархангельская церковь (с. Тогаево)
Построена в 1915 г. на средства прихожан. Церковь является ярким образцом кирпичного направления в архитектуре рубежа XIX–XX веков. Его отличительной чертой являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из необлицованного кирпича. Кирпич формовали из местной глины и обжигали здесь же, в специально построенной печи. О безупречном качестве кирпича свидетельствует состояние кладки стен и архитектурных деталей.
Николо-Покровская церковь (с. Покровское)
Построена на средства прихожан в 1908 г. взамен постройки 1748 г. Двухпрестольная: Покрова Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца.
Другие храмы Мариинско-Посадского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 174-182.
Моргаушский район (храмы – объекты культурного наследия)
Александро-Невский Чувашский мужской монастырь (с. Каршлыки)
Основан в 1903 г. в миссионерских целях в лесу на месте, где совершали моления чуваши-язычники, в 1890 г. была построена часовня. В короткое время сформировался монастырский комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и других хозяйственных построек. В 1940 г. в монастырских строениях разместился детский санаторий. В 2001 г. монастырь возобновил свою деятельность. В монастыре находится особо почитаемый верующими «Живоносный источник».
Другие храмы Моргаушского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 188-190.
Ивановский, В. А. Каршлыхский Александро-Невский чувашский мужской монастырь / В. А. Ивановский. – Чебоксары : [б. и.], 2018. – 108 с. : ил.
Освящение Мужского чувашского Александро-Невского монастыря Казанской губернии Козьмодемьянского уезда, совершенное высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Казанским, 15 июня 1903 г. Дмитриевым, Архиепископом Казанским, 15 июня 1903 г. : (с 3-мя снимками) / Д. И. Самбикин. – Казань : Типолитография Императорского университета, 1903. – 18 с.
Храмы г. Новочебоксарск
Порецкий район (храмы – объекты культурного наследия)
Петропавловская церковь (с. Порецкое)
Церковь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, построена на средства графа П.И. Салтыкова в 1816 г., однопрестольная. За счет «посильной лепты» новая церковь в том же 1816 г. была освящена, и в ней началось богослужение. На храме была установлена дощечка с надписью «Сооружена иждивением графа П.И. Салтыкова».
Богоявленская церковь (с. Козловка)
Построена на средства дворянки П. Я. Агафонниковой в 1829 г. Храм трёх престольный: главный – в честь Богоявления Господня и два придела – правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый во имя Архистратига Михаила.
Вознесенская церковь (с. Семеновское)
Построена в 1813 г. графом Иваном Петровичем Салтыковым, прадедом писателя Салтыкова-Щедрина и помещиком Талызиным. Храм Вознесения Господня – один из самых древних, больших и богато украшенных в Чувашской Республике, представляет собой архитектуру классицизма пушкинского времени. В 1995 году храм Вознесения Господня Указом президента России внесен в свод памятников истории и культуры федерального значения.
Богословская церковь (с. Выползово)
Деревянная церковь, построенная на средства прихожан в 1864 г. Престолов в нём три: главный во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в приделах в честь Рождества Христова и во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба. Четырёхъярусная колокольня и придел Бориса и Глеба построены в 1905 г.
Никольская церковь (с. Анастасово)
Построена наследниками помещика А.Н. Пановым в 1815 г. Никольская церковь используется в качестве приходского храма. Нуждается в ремонтно-реставрационных работах. Представляет историко-культурную ценность как образец каменного храма, возведенного в формах русского классицизма начало XIX в., стиля, пришедшего на смену барокко.
Богоявленская церковь (с. Гарт)
Построена на средства прихожан в 1891 г. Изначально однопрестольный. В недавнее время устроен придел во имя пророка Божия Илии. Это единственный в Порецком районе и один из немногих храмов в Чувашии, который никогда не закрывался.
Никольская церковь (с. Мишуково)
До начала 18 в. в селе Мишуково была церковь во имя «Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне», которая сгорела, и на её месте был построен действующий в настоящее время храм во имя Святителя Николая. Из сгоревшей церкви чудом уцелел только образ Пресвятой Богородицы «Троеручица».
Построена на средства помещицы П.И. Мятлевой в 1825 г., двухэтажный, двухпрестольный. В конце 30-х годов 20 в. был закрыт и подвергся значительному разрушению. Трудами иеромонаха Иордана (Бардиера) в 2008-2011 гг. храм был отремонтирован и подготовлен к освящению. 1 марта 2011 года освящён высокопреосвященнейшим Варнавой, митрополитом Чебоксарским и Чувашским.
Преображенская церковь (с. Кудеиха)
В 1829 г. на средства прихожан был построен каменный храм. В 1870 г. он был достроен и в таком виде сохранился до наших дней. Выполнены реставрационные работы. Представляет интерес как образец сельского приходского храма, возведенного в формах классического зодчества 1-й пол. XIX в.
Церковь Рождества Христова (с. Никулино)
Церковь построена по реке Сухая Киша на средства прихожан в 1887 г. Престолов в ней два: главный в честь Рождества Христова и в приделе во имя св. благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Церковь деревянная на каменном фундаменте.
Первоначально как однопрестольная церковь была построена в 1730 г. на средства крестьянина А. А. Кожина, в 1852 г. на средства помещицы госпожи Мятлевой перестроена. Значительно разрушенный в 1933 г., с 2006 г. Троицкий Собор восстанавливается.
Никольская церковь (с. Сыреси)
Объемная композиция сохранившегося до нашего времени деревянного храма с. Сыреси окончательно сформировалась в 1905 г. Представляет историко-культурную ценность как своеобразный образец деревянного приходского храма начало XX в., возведенного в формах эклектики.
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 194-226.
Урмарский район (храмы – объекты культурного наследия)
«Церковь деревянного здания во имя Живительной Троицы была построена в 1763 году. По указу Казанского архиепископа Серапиона в 1801 году было дозволено построить каменную церковь с пределом Иоанна Предтече, предел был освящен и производились Богослужения с 1809 года 1-го июня. А, основанная, по окончанию строительства была освящена в 1814 году 25 августа. Деревянную, за ветхостью, разобрали.» (Из документов Центрального Государственного Архива Чувашской Республики.)
Церковь Иоанна Богослова (с. Шоркистры)
Построена на средства прихожан в 1893-1898 г. Однопрестольная, деревянная, теплая. На церкви пять глав. Представляет интерес как своеобразный образец деревянного приходского храма, возведенного в формах эклектики с элементами русско-византийского стиля. Здание сохранило свой первоначальный облик.
Покровская церковь (с. Буртасы)
Построена на средства прихожан в 1878 г. Двухпрестольная: Покрова Пресвятой Богородицы, Святого Николая Чудотворца. Здание представляет интерес как образец сельского храма, возведенного в формах средневекового русского зодчества, отличающегося четкостью функционального построения и выразительностью облика.
Другие храмы Урмарского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 233-236.
г. Цивильск (храмы – объекты культурного наследия)
Тихвинский Богородицкий женский монастырь
Преобразован из Тихвинского (Вознесенского) мужского монастыря указом Синода от 30 декабря 1870 г. Строился на собственные средства и пожертвования купцов В.Н. Никитина (г. Казань), В.М. Мальцева (Москва), П.Е. Ефремова (Чебоксары) и др. Главная святыня монастыря – чудотворная Тихвинская икона Божией Матери – привлекала массу паломников, её переносили по разным городам. Комплекс Тихвинского Богородицкого женского монастыря входит: Собор Тихвинской иконы Божией Матери; Храм во имя священномученика Харлампия.
Построен на средства прихожан в 1734 г., четырехпрестольный: главный престол в честь Святой Троицы, приделы: святого пророка Божия Илии и святителей Петра, Алексия, Филиппа, Ионы Московских Чудотворцев; под колокольней, отдельно стоящей от храма, придел в честь св. Иоанна Милостивого.
Построена на средства неизвестных лиц в 1735 г., трехпрестольная: Божией Матери Казанской, Св. Николая Чудотворца, Воздвижения Креста Господня. Церковь каменная, теплая. На церкви одна большая глава и три малых. Часовня при церкви, каменная, построена в 1857 г. на месте бывшей церкви. Не сохранилась. Дата закрытия 1931 г.
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 62-76.
Цивильский район (храмы – объекты культурного наследия)
Гурьевская церковь (с. Богатырево)
Построена на средства прихожан в1827 г. Двухпрестольная: Св. Гурия, Варсонофия, Германа Казанских Чудотворцев, Св. Иоанна Богослова. Церковь каменная, теплая. На церкви одна большая глава и одна малая над алтарем.
Гурьевская церковь (с. Первое Степаново)
Построена в 1901 г. на средства прихожан и благодетелей. Представляет интерес как своеобразный пример деревянного приходского храма, возведенного в формах эклектики с элементами древнерусского зодчества.
Успенская церковь (с. Чурачики)
Построена на средства прихожан в 1828 г. Главный придел освящен митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой 12 августа 2004 года. В 1937 г. церковь была закрыта. В 1990 г. здание возвращено верующим. Является действующим приходским храмом. Представляет интерес как своеобразный пример храма, возведенного в формах классической архитектуры 1-ой пол. XIX в.
Другие храмы Цивильского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 237-241.
Чебоксарский район (храмы – объекты культурного наследия)
Успенская церковь (с. Акулево)
Построена в 1821 г. по благословению Архиепископа Казанского и Симбирского Амвросия на месте деревянного храма 1743 г. построения. Храм строился в течение четырех лет с 1817 по 1821 гг. на средства прихожан по просьбе крещенных местных чуваш. Строительством храма руководил священник Афанасий Васильев, после открытия храма он служил в этом храме 13 лет. Храм относится к памятникам культуры и архитектуры Республиканского значения.
Казанская церковь (с. Альгешево)
Построена в 1915 г. на месте деревянного храма 1746 г. построения и освящён в июле 1917 г. Храм двухпрестольный: главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а придел во имя святых апостолов Петра и Павла. С 1940 года по 1947 год храм был закрыт. Храм относится к памятникам культуры и архитектуры Республиканского значения.
Владимирская церковь (с. Анат-Киняры)
Построена на средства прихожан в 1809 г. Храм двухпрестольный: главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, а правый придел во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа Казанских Чудотворцев.
Церковь Рождества Христова (с. Янгильдино)
Каменный православный храм в честь Рождества Христова построен в 1908 г. на средства прихожан храма на месте старого деревянного храма 1797 г. построения. Храм был закрыт с 1941 по 1944 гг. Православный храм трехпрестольный: главный престол в честь Рождества Христова, а приделы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Илии, а также на втором этаже придел во имя Святителя Николая Чудотворца.
Другие храмы Чебоксарского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 242-247.
Шемуршинский район (объект культурного наследия)
Мечеть (с. Трехбалтаево)
Просьба жителей деревни дать разрешение на строительство мечети в д. Трехбалтаево была удовлетворена Симбирским губернским правлением в апреле 1906 г. Сразу же за счет средств верующих началось строительство, которое завершилось в 1908 г. Здание представляет историко-культурную ценность как единственный сохранившийся на территории Чувашии в историческом виде до наших дней образец сельской мечети, построенной в формах, характерных для архитектуры мусульманских религиозных обрядовых центров нач. XX в.
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 248-249.
Шумерлинский район (храм – объект культурного наследия)
Покровская церковь (с. Ходары)
Первая церковь в Ходарово (так в старину называли Ходары) была построена предположительно в середине 40-х годов 18в. Она начала действовать с 13 июня 1748г., о чем можно судить по надписи в напрестольном Евангелии выданном Синодом. Первая церковь была деревянная. В те годы в церковном строительстве преобладала практика сочетания традиционного ярусного и центрального построения церковных зданий с элементами барочного стиля и русского классицизма. Эта церковь прослужила до конца 18 в. Когда она пришла в ветхое состояние, прихожане решили построить новую каменную церковь. Каменное здание церкви вступило в строй в 1806 г. В 1895 г. произведен капитальный ремонт. Весной 1991 г. после частичной реставрации церковь была освящена архиепископом Варнавой. В 2006 г. церковь отметила 200-летний юбилей.
Другие храмы г. Шумерли и Шумерлинского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 255-257.
Муратов, Н. И. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы / Н. И. Муратов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4 : Си-Я. – С. 432.
г. Ядрин (храмы – объекты культурного наследия)
Построена на средства прихожан в 1829 г. Ценный образец культовой архитектуры 1-й пол. 19 в., выполненный в формах русского классицизма, характеризующий уровень развития зодчества в провинции. Составляет основную архитектурную доминанту исторической части города. В 1938 г. закрыта. Используется как приходской храм. Памятник истории и культуры федерального значения.
Церковь в честь Алексия человека Божия (на старом кладбище) построена на средства мещанки Щетининой в 1856 г., однопрестольная, кладбищенская. Церковь каменная, холодная. Закрыта в 1927 г. Значительные утраты, восстанавливается.
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 1 : Чебоксары. Алатырь. Ядрин / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2011. – С. 237.
Муратов, Н. И. Церковь Пресвятой Троицы / Н. И. Муратов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4 : Си-Я. – С. 432.
Ядринский район (храмы – объекты культурного наследия)
Владимирская церковь (с. Малое Чурашево)
Построена в 1830 г. на средства прихожан. В интерьерах сохранилась монументальная живопись XIX-XX вв. Является одним из лучших памятников классического зодчества на территории Чувашии. Церковь была закрыта в 1941 г., однако в 1944 г. была вновь открыта. Здание и утварь практически не пострадали. В настоящее время храм является подворьем Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары.
Вознесенская церковь (с. Балдаево)
В селе Балдаево, в 1806 г. была построена деревянная церковь, отнесенная к Казанской епархии, называлась она Казанско-Богородской. В 1886 г. была построена каменная церковь на средства прихожан с 2-мя престолами. Эта Церковь по указу духовной консистории от 29 сентября 1899 г. была расширена и 13 октября 1903 г. освящена. Храм является памятником архитектуры 19 века республиканского значения.
Покровская церковь (с. Никольское)
Построена на средства прихожан в 1908 г., однопрестольная. Церковь каменная, теплая. Закрыта в 1936 г.
Троицкая церковь (с. Большие Шемердяны)
Построена на средства прихожан в 1798 г. Храм двухпрестольный: главный — во имя Святой Троицы и в приделе — Николая Чудотворца. Церковь была закрыта в 1932 г. В настоящее время здание используется по назначению, является действующим приходским храмом. Представляет интерес как образец сельского храма, возведенного в период перехода зодчества от барокко к классике.
Никольская церковь (с. Чиганары)
Деревянная церковь, построенная в 1784 г. была утрачена. 2013-14 гг. по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, начато строительство нового каменного храма в честь святителя Николая Чудотворца с приделом в честь великомученика Георгия Победоносца.
Успенская церковь (с. Советское)
Построена на средства прихожан в 1882 г. Двухпрестольная: Успения Божией Матери, св. Николая Чудотворца, каменная. Весь храм теплый. Закрыта в 1935 г. Значительные утраты. Часовня при церкви, деревянная, время постройки неизвестно, не сохранилась. В настоящее время освящен только главный Алтарь.
Церковь Св. Илии Пророка (с. Ильина Гора)
Построена на средства прихожан в 1903-1907 гг. в честь одного из самых почитаемых святых на Руси – ветхозаветного пророка Илии. В 1936 г. Свято-Ильинская церковь была закрыта. В настоящее время – действующий приходской храм. Здание представляет историко-культурную ценность как образец каменного сельского приходского храма, возведенного в формах псевдорусского направления зодчества в годы общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре. Здание нуждается в ремонтно-реставрационных работах.
Другие храмы г. Ядрина и Ядринского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. – С. 258-267.
Храмы Яльчикского района. Церкви Яльчикского района Чувашской Республики
Янтиковский район (храмы – объекты культурного наследия)
Церковь Косьмы и Дамиана (с. Можарки)
Возведена в 1820 г. на средства прихожан взамен деревянного храма постройки 1795 г. Храм двухпрестольный — Святых Косьмы и Дамиана и Иоанна Предтечи. В 1936 г. церковь была закрыта. Здание использовалось под размещение машинно-тракторной станции. В 1990 г. деятельность храма возобновилась. Представляет интерес как образец сельского храма, возведенного в формах русского классицизма нач. XX в.
Смоленско-Богородицкая церковь (с. Гришино)
Главный престол освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, два боковых предела в честь Святителя Николая и Князя Александра Невского. Все престолы освящены архиерейским чином. Церковь была построена на средства прихожан в 1853 г. Вновь открыта в 1946 г.
Другие храмы Янтиковского района
Ресурсы:
Муратов Н. И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики : каталог : [в 2 книгах] Книга 2 / Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012.– С. 272-274.
Дополнительные ресурсы по культовому зодчеству:
Все храмы Чувашии // Сайт Чувашской Митрополии
Все монастыри Чувашии // Сайт Чувашской Митрополии
Культовое зодчество / РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики»
Церкви г.Чебоксары / РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики»